Учение о геосистемах и сибирская ландшафтно-географическая школа
Институт географии СО РАНЗарождение сибирской ландшафтно-географической школы, основателем которой стал директор Института географии СО АН СССР чл.-к. (а в дальнейшем академик) АН СССР В.Б. Сочава, происходило в начале 60-х гг. ХХ в. на фоне организации и проведения первых комплексных географических экспедиций (Средне-Сибирской южнотаежной, Удоканской, Западно-Сибирской и др.), стационарных (Харанорский степной, Приангарский таежный) и полустационарных исследований. Полученные в ходе этих работ знания о взаимосвязях природных компонентов, структуре, режимах функционирования и динамике природных комплексов стали информационной и методологической базой для формирования и развития нового направления в ландшафтоведении, которое В.Б. Сочава назвал структурно-динамическим.
Мощным толчком в развитии сибирской ландшафтно-географической школы стало создание В.Б. Сочавой учения о геосистемах - одной из главных теоретических основ комплексной физической географии (ландшафтоведения), превратившего научную дисциплину о физико-географических комплексах в современную науку о природных системах, что явилось необходимым и закономерным этапом в развитии комплексной физической географии. В основу учения положена системная парадигма, при которой ландшафты рассматриваются в качестве сложных систем, познание природных закономерностей организации которых осуществляется с помощью законов системной организации. Создание учения о геосистемах определило всю историю комплексных физико-географических исследований Института географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, позволило разграничить задачи комплексной физической географии и отраслевых географических дисциплин.
Теоретическую базу учения о геосистемах В.Б Сочава сформулировал в виде основных положений, имеющих значение аксиом в современном их понимании:
1. Природная среда организована в виде иерархии геосистем, делится на геосистемы разных рангов размерности, между которыми устанавливаются отношения соподчиненности, т.е. геосистемы верхнего уровня являются средой для геосистем нижнего уровня.
2. Геосистемы при обобщении сводятся к трем порядкам размерности: планетарному, региональному и топологическому. Каждый ранг геосистем имеет пространственные параметры, в пределах которых действуют конкретные закономерности ландшафтно-географического порядка.
3. Геосистемы представлены разного рода коренными структурами и переменными состояниями, подчиненными определенному инварианту. Изменение инварианта (вместе со всеми сопровождающими его переменными состояниями и коренной структурой) происходит при эволюции геосистем. Различные изменения структуры при постоянном инварианте определяют динамику геосистем.
4. Для природной среды характерно совмещение двух начал – гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнокачественности). В процессе развития географической оболочки одновременно действуют процессы гомогенезации и дифференциации. В результате возникают геосистемы с гомогенной структурой (геомеры) и разнокачественной структурой (геохоры), существующие одновременно, что выражается в принципе двухрядной классификации геосистем.
Теоретические положения отражают закономерности различных аспектов организации ландшафтной сферы, включающих процессы дифференциации, интеграции, развития и обеспечивающее их функционирование, и тем самым обосновывают методологическую базу исследования природного режима, динамики и эволюции геосистем, а также их классификации и картографирования.
К наиболее значимым результатам развития учения о геосистемах в рамках сибирской ландшафтно-географической школы можно отнести:
- введение в научную географическую литературу понятия геосистема;
- развитие геотопологии - раздела учения о геосистемах, изучающего геосистемы низших рангов размерности, теоретико-методологическая база которого широко используется в стационарных и экспедиционных исследованиях;
- разработка метода комплексной ординации - синхронного изучения природных режимов топогеосистем в разных местоположениях;
- введение в географическую литературу понятий инварианта и динамических (эквифинальных и переменных) состояний геосистем, лежащих в основе структурно-динамического подхода к исследованию динамики и эволюции геосистем и, как следствие, к географическому прогнозированию будущих состояний геосистем, которые могут возникнуть в результате спонтанного развития и/или под влиянием антропогенных факторов;
- создание двухрядной классификации геосистем, послужившей основой современного геосистемного картографирования и районирования;
- составление серии разномасштабных ландшафтно-типологических карт и схем физико-географического районирования, отражающих ландшафтную организацию различных районов Сибири.
Главной целью учения о геосистемах является исследование взаимоотношений между компонентами геосистем, а также взаимодействий между ландшафтообразующими процессами и факторами (в том числе антропогенными), что во многом сближает учение о геосистемах с проблемами, стоящими перед экологией. Поэтому к важнейшим прикладным задачам учения о геосистемах относятся разработка основ конструктивного ландшафтоведения и развитие широкого междисциплинарного ландшафтно-экологического подхода к оценке и прогнозированию состояния природной среды, нормированию антропогенного влияния, географической экспертизе проектов намечаемой хозяйственной деятельности, а также к ландшафтному планированию с целью создания "геосистем сотворчества человека с природой", оптимизации природопользования и охраны окружающей среды.